Система диспетчерского управления городским коммунальным транспортом

Система применяется для оперативного круглосуточного диспетчерского управления и контроля работы коммунального городского наземного пассажирского транспорта в режиме реального времени.

На транспортное средство устанавливается бортовое оборудование для измерения направления движения, скорости, координат местоположения и другой информации. Измеренные данные непрерывно поступают в центральную диспетчерскую станцию (ЦДС) и автотранспортные предприятия (АТП). Преимуществом системы является возможность визуального контроля работы транспорта в режиме реального времени.

Мониторинг работы маршрута

Контроль роботы на маршруте
Диспетчер ЦДС, на подчиненных ему маршрутах, может наблюдать за наличием транспортных средств и выполнением ими транспортной работы.
 

Пользователи системы

Основными пользователями системы являются диспетчеры ЦДС и АТП.

Диспетчеры АТП выполняют работы по:

  • подготовке документов и учету выхода транспортных средств на маршрут и их возвращения с маршрута;
  • вводу информации об отклонениях от расписания, возникших при выпуске транспортного средства на маршрут или его досрочном возвращении с маршрута;
  • мониторингу работы транспортных средств, закрепленных за своим АТП.

Диспетчеры ЦДС применяют систему для:

  • оперативного контроля выпуска транспортных средств на маршруты;
  • оперативного контроля регулярности движения транспортных средств в разрезе: контрольных пунктов, транспортных средств, маршрутов и выпусков;
  • формирования и ведения суточной ведомости;
  • обмена сообщениями с водителями с целью выдачи распоряжений или уточнения ситуации на маршруте;
  • возобновление движения после сбоев;
  • оформления изменений в планах транспортной работы, перекомандирований, изменений режимов движения;
  • осуществления визуального контроля за ситуацией на маршруте по всем или отдельно выбранным транспортным средствам;
  • расчета пробега и контроля рабочего времени, не связанного с работой на маршруте;
  • ведения журнала отклонений от плана транспортной работы;
  • формирования оперативных отчетов о состоянии выполнения транспортной работы на маршрутах.

Управление движением

Выход на маршрут и возвращение с маршрута

Выпуск транспортных средств на маршрут фиксируется в системе. Диспетчер от каждого водителя получает, предварительно распечатанный, путевой лист и создает электронный формуляр смены, где указывает номер маршрута, выпуска и смены. Система проверяет наличие этого изменения в суточном наряде и автоматически заполняет информацию о транспортном средстве, водителе и времени выезда. Формуляр изменения закрывается при возвращении транспортного средства.

В случае необходимости получения текущей оценки выполнения плана работы или состояния движения на маршрутах диспетчер имеет возможность сформировать соответствующий отчет, в том числе с визуализацией на карте. Отчет содержит детальную информацию о плановом и фактическом количестве выпущенных средств, а также коэффициент выпуска. В случае невыполнения плана по выпуску указываются маршруты, на которых наблюдается недовыпуск, количество транспортных средств, которые не были выпущены по каждому маршруту и причины недовыпуска. Аналогичные данные указываются для маршрутов, на которых наблюдаются опоздания.

Мониторинг состояния движения

Контроль наличия на линии
Диспетчер ЦДС может наблюдать за всеми транспортными средствами или за машинами определенного маршрута. Для более наглядной оценки ситуации, перемещающиеся объекты отображаются соответствующими цветами. Стрелка в кругу указывает на направление движения объекта.
 

Детализация информации о работе транспортных средств

Просмотр информации по объекту
Для получения полной информации о работе транспортных средств диспетчер ЦДС использует специальную таблицу.
Информация в таблице постоянно обновляется. Для поиска нужного объекта используются функции поиска по номеру или по маршруту и выпуску.
 

Просмотр пути транспортного средства

Режим просмотра пути
Функция "Показать путь" позволяет отобразить на карте путь, пройденный объектом за последние 30 минут. Режим позволяет задавать интервал слежения за объектом и в каждой точке просматривать скорость, километраж и другую информацию.
 

График работы

Просмотр соблюдения графика
Окно графика содержит информацию о составленном расписании выбранного маршрута и его соблюдении выпуском и сменой.
 

Прохождение контрольных пунктов

Просмотр разницы между запланированным и фактическим временем прохождения отметок
Диспетчер имеет возможность отслеживать статистику прохождения контрольных пунктов транспортным средством согласно расписанию. Строки таблицы окрашены соответствующим цветом в зависимости от того опережает водитель установленный график или отстает от него.
 

Выполненная работа

Просмотр выполненной работы водителя
Система позволяет получить информацию о фактическом состоянии дневного движения водителя. В верхней части показывается фактическое время прохождения объектом контрольных пунктов.
Формирование формуляра о выполненной работе
В нижней части формы автоматически заполняется формуляр о выполненной работе.
 

Возникновение заторов движения

Для транспортных средств, оказавшихся в заторе, в системе существует возможность отмены на некоторое время режима движения по расписанию и установления специального режима движения с соблюдением определенных интервалов между ними. Система автоматически вычисляет интервалы движения между выбранными транспортными средствами. Информация об изменении режима вместе с установленными интервалами автоматически поступает водителям. Диспетчер только следит за ситуацией на карте.

Система полностью автоматизирует процессы планирования, управления и мониторинга работы городского наземного пассажирского транспорта и предоставляет возможности:

  • прокладывания маршрутов и составления графиков движения пассажирского транспорта по дорогам города;
  • составления сбалансированных плановых заданий на транспортную работу разных типов транспорта для всего предприятия или его филиалов;
  • автоматизированного формирования и ведения суточной ведомости в электронном виде;
  • разработки месячных и суточных нарядов работы водителей;
  • контроля и учета времени выхода транспортных средств на линию согласно разработанным нарядам, сбоев и возобновлений их движения;
  • визуального наблюдения за местоположением транспортных средств на карте в режиме реального времени;
  • контроля движения согласно составленному расписанию;
  • отображения ориентировочного времени прибытия транспорта на остановках с помощью информационного табло;
  • двусторонней связи с водителем для оперативного корректирования плановых задач или в экстренных ситуациях;
  • хранения данных о передвижении транспортных средств в базе данных для их дальнейшей аналитической обработки и принятия управленческих решений;
  • ведения табеля отработанного времени водителей;
  • регламентирование ремонтных работ;
  • расчета и анализа технико-эксплуатационных показателей (ТЭП) работы маршрутов;
  • учета и аналитической обработки совокупной информации о выполненной транспортной работе для оценки эффективности и качества работы всего предприятия или его филиалов;
  • формирования и печати отчетов (транспортная работа, маршруты, водители, транспортные средства разных марок, и др.) за сутки или за указанный период;
  • печати бирок для наклеивания на бланки путевых листов водителей;
  • обеспечение взаимодействия с другим электронным бортовым оборудованием транспортного средства (для измерения расхода топлива, подсчета пассажиров, оплаты проезда);
  • формирования и печати документов (приказов, актов и пр.);
  • расчета заработной платы и премий;
  • взаимодействия с другими автоматизированными системами заказчика.

Планирование работы

Под планированием следует понимать работы по формированию месячного рабочего графика, привязки водителей к режимам работы (городской, пригородный, междугородний, таксомотор, почасовой), составлению маршрутов, расписания движения, суточных нарядов, подготовке путевых листов и других подготовительных действий. Планирование работы полностью выполняется в системе.

График работы водителей

При составлении графика работы водителей система автоматически учитывает количество транспортных средств и водителей, дни недели (рабочие дни, субботы, воскресения), подготовительно-заключительное время для выезда на маршрут и возвращения с маршрута, дни отпуска или болезни работников, а также количество отработанного времени и прогнозируемый баланс времени, который должен отработать водитель до конца месяца.

Оператор вводит информацию о режимах работы водителей и даты выходных. Исходя из информации о привязке водителей к режимам работ и изменений в календаре, система самостоятельно разворачивает эту информацию в график работ водителей на месяц.

Система позволяет корректировать графики работы водителей путем редактирования или внесения информации об отпускниках, больных и дополнительных выходных. Кроме односменных и двусменных видов выпусков транспортных средств на маршрут системой предусмотренные разрывные (пиковые) смены и смены для техосмотра. Для продолжительных смен существует возможность назначения двух обеденных перерывов.

Составление расписания движения

Расписания движения составляются как для рабочих и праздничных дней, так и для суббот и воскресений. Пользователь может работать как с конкретным маршрутом, так и со всеми маршрутами сразу. При создании нового расписания указывается дата, с которой он активизируется в системе. Оператор указывает остановки (контрольные точки), расстояние между остановками, продолжительность проезда по периодам дня и другие параметры (выезд и заезд в депо, пересмена, начало и конец движения, время пиков, обеденные перерывы и другое). Система автоматически рассчитывает и показывает интервалы движения.

Для упрощения составления расписаний движения в системе существует возможность создания шаблонов расписаний.

Визуализация составления расписаний движения

Система автоматически строит и отображает график расписания движения и интервалы движения по каждой смене и выпуску транспортного средства. Расписание строится на специальной временной сетке, где обозначены начало и конец движения, работа каждой смены и выпуска транспортного средства, обед, пересмена, командировка и рейсы выпуска и смены, интервалы движения и пр.
Оператор может выравнивать интервалы движения за счет увеличения или уменьшения времени отстоя в конечных пунктах и видеть графическое отображение процесса редактирования. Также он может графически корректировать, полностью перемещать или менять местами выпуски (смены). Система автоматически пересчитывает все изменения в расписании и отображает их в графическом и табличном виде.

Расчеты технико-эксплуатационных показателей работы маршрутов (ТЭП)

Система рассчитывает и отображает следующие показатели:

  • начало и конец работы маршрута, выпуска, смены;
  • продолжительность работы выпуска, смены;
  • продолжительность работы маршрута;
  • начало и продолжительность обедов для смены;
  • время до обеда, между обедами и после обедов для смены;
  • количество рейсов (двусторонний пробег между конечными станциями) в смене, выпуске и на маршруте;
  • пробег по смене, выпуску и маршруту в целом;
  • пробег нулевых рейсов (от депо до конечной станции и наоборот);
  • эксплуатационная скорость, машино-часы, машино/км и другие.

Система автоматически печатает ТЭП по сменам, выпускам и маршруту в целом.

Формирование суточного наряда

При формировании суточного наряда система автоматически исключает водителей которые уже работают на линии, у которых в этот день выходной или тех, которые находятся в отпуске, на больничном или на ремонте. Система выясняет день недели (рабочий, суббота или воскресение) и самостоятельно формирует наряд. Оператор только дорабатывает сформированный документ.

Путевые листы

Система позволяет создавать и распечатывать электронные путевые листы. Информация об объеме и качестве выполненной водителем транспортной работы заносится оператором в электронный путевой лист.

Табель работы водителя

Система, используя данные месячного наряда, создает табель водителя и вносит в сформированный табель информацию о:

  • количестве часов, которые должен отработать водитель в текущем месяце;
  • рабочих и исходных днях в текущем месяце;
  • норме часов, которые должен отработать водитель в текущем месяце согласно законодательству.

Созданный табель фиксируется в системе. В течение месяца при обработке путевых листов в табель водителя заносится информация об отработанном водителем времени.

Учет выполненной работы

Месячные табели водителей

На основании электронных путевых листов и табелей работы водителей система формирует обычный и сводный табели отработанного времени за текущий месяц.

Обычный табель для каждого водителя содержит его личную информацию, фактически отработанные часы за указанный месяц, количество отработанных часов по каждому дню, выходные дни и информацию об отсутствии на работе с указанием причины отсутствия по каждому дню.

Сводный табель для каждого водителя, кроме его личной информации, содержит его классность, регулярность движения и фактически отработанные часы с расшифровкой по урочным часам, часам с превышением нормы, разрывным часам, работе в праздничные и выходные дни, работе в ночное время, простоям в депо и на линии. Также указывается количество часов, в течение которых водитель отсутствовал на линии (с расшифровкой по каждой из причин отсутствия).

Периодическая отчетность

Формирование суточной ведомости
Оперативная информация о состоянии выполнения суточной транспортной работы переносится в электронную суточную ведомость, которая должна быть утверждена в системе в завершении рабочей смены.
 

Начисление заработной платы и премии

На основании сводного табеля работы водителей системой генерируется ведомость для начисления заработной платы и премии.

Бортовое оборудование

Для обеспечения передачи данных о движении транспортных средств, а также голосовой связи с водителем используются мобильные GPS-терминалы.

Мобильный терминал обеспечивает:

  • определение положения транспортного средства на линии;
  • передачу информации о выполнении транспортной работы;
  • предоставления водителю данных, касающихся выполнения транспортной работы и другой технологической информации;
  • обмен информационными сообщениями и распоряжениями между водителем и диспетчером, в частности экстренными.

Информационное табло

Для улучшения информирования пассажиров, системой предусмотрены формирование и передача данных о движении транспортного средства на информационное табло. Табло устанавливается на остановках транспортного средства и отображает ориентировочное время прибытия двух следующих транспортных средств.